kite_channel: (mysterious ways)
Originally posted by [livejournal.com profile] quod_sciam at someone to watch over me
Давно про это думаю: в новой мифологии, — которую, как положено, точнее всего отражает и одновременно создаёт массовый жанр, — самым близким протагонисту персонажем оказывается его враг. Сцепка герой/злодей, собственно, и структурирует нынешний текст.
Можно было бы списать это на привычный, манихейского образца, дуализм, на вечное добро-и-зло назидательного поля, если бы мир не выворачивался наизнанку, и враг-противник не превращался во врага-партнёра. Куда нынешнему герою без врага, кто ещё достоин разделить с ним сюжет, в ком ему отражаться и для кого жить.

Вот об это я всякий раз спотыкаюсь.
Если у Артура нашего Конана Дойла Мориарти толком появляется на две новеллы, чтобы попытаться уничтожить Холмса и быть побеждённым, то нынче условный мориарти будет пронизывать всё существование героя, станет утком в ткани повествования, если не основой. Он незрим и вездесущ, он знает, что герой думал, глядя в зеркало над раковиной, когда чистил поутру зубы, он подкупит, соблазнит и превратит в марионеток всех окружающих героя людей, он, собственно, отчасти подменит собою автора, поскольку организует большую часть фабулы — вдруг выяснится, что тогда, в детском саду, лёшкину машинку с открывающимися дверцами тоже он герою подбросил, чтобы все считали его вором.

Здесь есть, с одной стороны, некоторая беспомощность сочинителей, которые слабо верят в вертикальный сюжет, а потому обязательно прячут в рукаве пару тузов, вроде похищенной инопланетянами сестры или очередного издания графа Монте-Кристо, мстителя-мономаньяка из потенциального приквела. И бог бы с ними, когда бы так.

Но есть и ещё кое-что.
Речь уже не просто о протагонистах и антагонистах, она даже не о героях и злодеях: герой становится смыслом жизни злодея, злодей посвящает всего себя истреблению героя, которое уже и не истребление как таковое, нет — стремление привлечь внимание, быть признанным и принятым. Нас давно приучили к тому, что в больном уме желание убить и съесть означает любовь, а любовь подразумевает желание убить и съесть, но кто и когда постановил, что нет ума, кроме больного? Что упоение возможно лишь бездны мрачной на краю, а лучше уже в падении в оную бездну с крыши?
Тотальная мимимизация зла с такими установками неизбежна, получите и распишитесь, но сейчас не о том.

Бедные дети: помнить, что кто-то тебя видит, для кого-то ты всегда значим, сохранять в себе место под эту память — но ставить на него маньяка, Большого Брата, любой доступный ТРИС, искренне веря, что по-настоящему ты нужен лишь тому, кто хочет тебя съесть, что без желания съесть нет подлинного контакта.

Я, впрочем, меньше всего хотела произносить проповедь.

Date: Dec. 22nd, 2013 03:30 pm (UTC)From: [identity profile] sidhe-place.livejournal.com
да уж куда там нынче Тор без Локи!

Date: Dec. 22nd, 2013 04:45 pm (UTC)From: [identity profile] flamficop1991k.livejournal.com
красиво

Profile

kite_channel: (Default)
kite_channel

June 2014

M T W T F S S
      1
2345678
9101112131415
161718 19202122
2324 2526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 19th, 2017 05:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios